Печать

Федор Емельяненко в фильме Ключ СаламандрыВерующие в России часто задают себе вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом? Не губит ли забота о физическом состоянии своего тела духовное развитие? Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот.



Православный писатель Виталий Бондарь пишет: "Отношение к физической культуре, к тренировке и закалке тела у многих, мягко говоря, неоднозначное. Налицо ярко выраженные крайности: с одной стороны, безудержный культ и ублажение тела, навязываемые СМИ, с другой - полное пренебрежение к телу, вплоть до отказа от лечения. Такое пренебрежение некоторых православных, возможно, провоцируется культом тела, навязываемым назойливой рекламой, и является как бы ответной реакцией на информационный террор гедонистов".

Опасным для христианина является такое увлечение спортом, когда забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ, пояснил порталу "Православие.ру" священник Сергий Поперечный, настоятель храма Святого пророка Илии в селе Барково Московской области, мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратный чемпион России, обладатель Кубка мира.

Священник поясняет, что положительного в занятиях спортом немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей. Но спорт таит в себе большую опасность для православных - он способен усугубить человеческие пороки и страсти. В спорте такие болезни души, как тщеславие, самолюбие и гордость, очень быстро и качественно развиваются. Приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути. Духовник считает, что спорт нужно оставлять, если это губит душу, если тренировки стали страстью, иссушают душу.

Профессор МДА, академик РАЕН Алексей Ильич Осипов в своих лекциях о православии также говорит о том, что в спорте есть большая опасность развития тщеславия, зависти, неприязни и даже ненависти. "Как бы занимаясь спортом поменьше заниматься соревнованиями? Именно в соревнованиях с огромной силой начинают проявляться эти отрицательные стороны", - говорит православный лектор. "Конечно, молодым спорт требуется. Но лучше бы заниматься тем, где нет прямого столкновения человека с человеком. Надо всячески смотреть за собой, не развивать эти дурные качества", - советует Осипов.

На официальном сайте Храма святителя Василия Великого протоирей Валериал Кречетов пишет: "Воистину, чистому всё чисто". С духовной точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги и физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться, говорит он. Любой атлет способен во время тренировок читать молитву: "Господи помилуй!". Именно так и вели себя святые: пока они работали физически, их ум непрестанно творил молитву. Таким образом даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой.

Святитель Феофан Затворник в своих писаниях советует людям умственного труда заниматься гимнастикой, советуя прочитать книжку того времени о "комнатной гимнастике", где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. Феофан Затворник рекомендует заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю.

Святитель Василий епископ Кинешемский писал: "Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого". Православный епископ соглашался с необходимостью тренировок тела. Он писал: "…всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость".

Святой Алексий Мечев говорил, что когда приходят дурные мысли, надо молиться, читать священные писания, а также заниматься физическими упражнениями.

В заключение приведем слова Федора Емельяненко. Фигура Емельяненко, который известен своей православной верой, парадоксальная: четырехкратный чемпион мира по смешанным единоборствам в тяжелом весе - человек тихий и скромный в обычной жизни. Емельяненко неоднократно говорил, что во время боя не чувствует агрессии по отношению к противнику. "Мне кажется, верующий человек по-другому просто не может", - говорит он.

"Если Господь поставил меня заниматься этим делом, значит, я должен делать его максимально хорошо. Если бы по профессии я был сварщиком, старался бы варить по высшему разряду. В спорте признак максимального результата — это победа. Она важна не сама по себе, это свидетельство того, что ты сделал все до конца. Ведь о нас, православных христианах, будут судить по нашим поступкам. Мы всё должны делать во славу Божию. А делать что-то во славу Божию спустя рукава мы не можем себе позволить", - поясняет свою православную позицию Федор Емельяненко.

"На нас, спортсменов, обращает внимание молодежь. Когда я был подростком, я ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь спортсменов, за которыми я следил, вообще каким-то образом о Боге заговорил. Все они, как правило, говорили только о себе, о своих достижениях и обидах. Собственное "я" стояло выше всего остального. Думаю, что если бы хотя бы один из них сказал однажды: "Я благодарен Богу за победу", многие мальчишки, их поклонники, в том числе и я сам, о чем-то задумались бы. Мышление молодых людей поменялось бы, они повернулись бы к Богу", - говорит он в своем интервью для православного издания "Фома".

Просмотров: 11452