Внешние проявления приема стероидовПрием анаболических стероидов не остается незамеченным. Происходят изменения как во внешнем виде, так и в поведении спортсмена: агрессивность, раздражительность, склонность к насилию, повышенная возбудимость (в том числе сексуальная), чередуемые с периодами апатии, депрессии (когда заканчивается стероидный курс).



По внешним изменениям также несложно выявить бодибилдера-химика: в его организме происходит задержка влаги, натрия и калия, от чего щеки отекают, под глазами образуются мешки, кровеносные сосуды – вены и артерии – надуваются и отчетливо проступают под кожей, мышцы становятся объемными, крупными (частично от гиперплазии и гипертрофии, частично от переизбытка воды).

Кожа покрывается акне (прыщами), т.к. сальные железы имеют высокую восприимчивость к дигидротестостерону, что провоцируют себорею (избыточные сальные выделения). Из-за активных сальных выделений кожа становится жирной, что совместно с размножающимися бактериями и роговыми чешуйками кожи приводит к закупориванию сальных желез – это и становится причиной появления прыщей, угрей, пустул (гнойников), кист.

Строго говоря, масштабы «бедствия» во многом определяются видом используемого стероида, его дозировкой и предрасположенностью к акне. В любом случае, у женщин акне появляются преимущественно на лице, спине, плечах; у мужчин – на груди, спине, плечах. К тому же у женщин кода становится грубой, крупнопористой – это влияние андрогенов. Акне могут оставить после себя след на всю жизнь: в виде маленьких рытвин и шрамов, точек.

Растяжки и трещины в области плеч и груди, на ягодицах и внутренней стороне предплечья также могут свидетельствовать о приеме стероидов (хотя не обязательно: такое часто происходит при резком и/или серьезном похудании). Вообще, все перечисленные признаки каждый по отдельности еще не говорят о том, что перед нами типичный химик, но все вместе они дают почти 100% уверенность.

У предрасположенных к облысению людей высокие дозы анаболических стероидов вкупе с постоянным их использованием приводят к необратимому выпадению волос (это явление отмечается даже у женщин). Образование залысин и общее выпадение волос связано с сильным химическим сродством волосяных луковиц к дигидротестостерону. Впрочем, спортсмены даже без экзогенных стероидов – за счет выработки большей дозы эндогенных – лысеют быстрее своих нетренированных коллег по несчастью.

Еще одним неточным показателем становится прекращение роста спортсмена, если тестостерон и его производные (которые приводят к окостенению зон роста в костях) применяется в раннем возрасте, когда рост костей в длину еще не завершен. А вот соматотропин (гормон роста) наоборот стимулирует деление хрящевых клеток, что приводит к продолжению роста костей (правда, пересилить влияние тестостерона он не может – если окостенение уже произошло, то помочь он не в силах). Прием повышенных доз соматотропина отражается на лице: массивная челюсть (сравните лицо Шварцнеггера до «Мистеров Олимпия» и после).

Наконец, признаком употребления стероидов является выпирающий живот, который в среде бодибилдеров так и называется: «стероидный». Дело в том, что ни один анаболик не может действовать избирательное. Тот же тестостерон взаимодействует с рецепторами и в мышцах, и в головном мозгу, и во внутренних органах. Выпирающий живот – следствие разросшихся внутренних органов.

Жалобы спортсмена на общее недомогание, повышенную сонливость, головокружение, чувство жара, наконец, абсцессы на теле и увеличенный период свертывания крови – все это свидетельства о приеме стероидов, не всегда, конечно, но ни один – ни один спортсмен не будет постоянно испытывать серьезное недомогание, если он, разумеется, не болен – и это совсем другая история. Только для химика такое состояние может быть нормой.